Статья “Биография Хатшепсут” расскажет читателю о жизни и смерти первой женщины в истории Древнего Египта, взошедшей на престол в качестве фараона.
Путь к власти
Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I и дочери основателя Нового Царства Яхмоса I – царицы Яхмес. Всего в браке у фараона и царицы родилось четверо детей, однако трое из них умерли, так и не достигнув взрослого возраста, поэтому Хатшепсут осталась единственной чистокровной наследницей престола.
После смерти отца Хатшепсут вышла замуж за своего сводного брата, сына Тутмоса I и наложницы Мутнофрет, Тутмоса II, открыв ему тем самым путь на престол. Новый фараон наградил Хатшепсут званием “Великая жена” и поспешил забыть о её существовании, однако вельможи, помнящие о том, в чьих жилах на самом деле течет царская кровь, принудили его признать Хатшепсут своей соправительницей, фактически допустив её к власти.
Правление Тутмоса II было довольно коротким, фараон скончался спустя всего четыре года после вступления на престол. В браке с Тутмосом Хатшепсут родила двух дочерей – Нефруру и Меритру Хатшепсут. По замыслу царицы, старшая из девочек – Нефрура должна была стать фараоном, однако в ситуацию вмешались жрецы, которые не желали видеть женщину правителем Египта.
На одном из празднеств, посвященных богу Амону, жрецы совершили ритуал, и объявили божественным избранником и новым фараоном двенадцатилетнего сына Тутмоса II и наложницы по имени Исида – Тутмоса III, Хатшепсут же была назначена регентом при малолетнем фараоне.
Божественную волю царица приняла, но мериться с ней не желала, тем более, что пользовалась поддержкой влиятельнейших и образованнейших людей Египта, среди которых были доблестные военачальники, а также первосвященник Амона — Нехси.
Как уговаривали “Божественное приведение” неизвестно, но уже спустя полтора года после инаугурации Тутмоса III жрецы поменяли мнение, и на престол взошла Хатшепсут. Тутмос III был сослан в храм Амона, где пребывал в чине жреца-пророка.
Царствование
После восшествия на престол, Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта и получила имя Мааткара Хенеметамон, и все надлежащие привилегии. Кроме того, дабы укрепить позиции на престоле, Хатшепсут была объявлена дочерью Амона-Ра, который, согласно популярной в те времена легенде, дабы зачать свою дочь, принял облик Тутмоса I и явился царице Яхмес.
Став фараоном, Хатшепсут утратила свой женский облик. На всех мероприятиях она появлялась исключительно в мужской одежде с накладной бородкой. Статуи, изображавшие Хатшепсут, вначале её правления имели мужское лицо и женский силуэт, но с ходом времени изваяния царицы утратили все женские очертания, как будто фараон Мааткара Хенеметамон и вправду был мужчиной.
Произошли столь странные метаморфозы, потому, что согласно убеждениям египтян фараон был воплощением бога Хора, а значит, никак не мог иметь женские черты.
Торговля
Период правления Хатшепсут стал для Египта временем величайшего расцвета. В тысяча четыреста восемьдесят первом году до нашей эры, организовав экспедицию к брегам страны Пунт, Хатшепсут восстановила торговые отношения, прерванные еще во времена Среднего Царства.
Торговые контакты с Пунтом были крайне важны для Египта, так как эта страна являлась крупнейшим экспортёром миррового дерева.
В Ходе экспедиции, возглавляемой первосвященником Амона Нехси, египтянам удалось закупить в Пунте не только мирру, но и черное дерево, прирученных обезьян, краску для глаз, множество рабов, экзотические шкуры животных, золотые украшения, слоновую кость. Позднее подробности этого путешествия будут подробно отражены в рельефах храма Дейр эль-Бахри.
Война
О военных достижениях Хатшепсут до наших дней дошла довольно противоречивая информация. Одни источники говорят о том, что период её правления был исключительно мирным, другие утверждают, что Хатшепсут не только вела войны, но и лично возглавляла поход в Нубию, а также подавление мятежа в Сирии и Палестине.
Кроме того существует мнение, что Тутмос III получил первый военный опыт именно участвуя в военных походах, организуемых мачехой. Если это действительно так, то можно смело утверждать, что Хатшепсут не только сама добилась определённого военного могущества, но и подарила стране одного из величайших военных деятелей в истории.
Строительство
Строительство было, пожалуй, самой любимой сферой деятельности царицы. Взойдя на египетский престол, она сразу же занялась восстановлением храмов и сооружений, разрушенных племенами Гиксосов.
По приказу Хатшепсут в Карнаке было построено святилище Ладьи Бога Амона, именуемое также “Красное святилище Хатшепсут”. Картины на стенах этого храма подробно рассказывают о том, как Хатшепсут, из регента при Тутмосе III, превратилась в фараона Египта. Там же в Карнаке, вблизи храма названного отца царицы — Амона-Ра, была воздвигнута пара обелисков, выше которых ране не было во всём Египте.
Много работ по постройке, перестройке и реставрации храмов Амона было произведено в Карнаке во времена Правления Хатшепсут, но далеко не они, спустя тысячелетия, ассоциируются с именем этой царицы.
Самой величественной постройкой времен правления Хатшепсут считается Джесер Джесеру – заупокойный храм царицы в Дейр-эль-Бахри. Строительство Джесер Джесеру началось в тысяча четыреста восемьдесят втором году до нашей эры и продлилось почти десять лет. Результатом стал храм, поражающий своей красотой и величием даже спустя многие тысячи лет.
Храм в Дейр-эль-Бахри стал одновременно театром тщеславия Хатшепсут, и её данью величайшего уважения всем богам, и людям, подарившим ей жизнь.
Смерть Хатшепсут
Хатшепсут умерла в тысяча четыреста шестьдесят восьмом году до нашей эры, проведя у власти двадцать один год и девять месяцев. Причины её смерти доподлинно неизвестны: по одной версии причиной стал ядовитый компонент косметического средства, используемого Цирцей, по другой она умерла из-за целого букета болезней, среди которых предполагается и рак печени.
Неизвестным остаётся и точное место погребения Хатшепсут, существует даже мнение о том, что её мумия по каким-то причинам была уничтожена потомками.
Жизнь после Хатшепсут
После смерти Хатшепсут на престол наконец-то взошел “божественный наследник” Тутмос III. На этот раз, при получении власти, он не стал полагаться на “божественное приведение”, так коварно предавшее его в прошлом, а пошел надёжным путем всех Тутмосов, женившись сначала на царице Нефруре, а после её скоропостижной конечны на Меритре Хатшепсут.
Последняя родила ему сына, известного истории как фараон Аменхотеп II, и еще шестерых детей, о которых история предпочла по большей части умолчать.
Придя к власти, Тутмос III поспешил избавиться от всего, что напоминало о мачехе. Так история утратила высочайшие обелиски Карнака, которые новый фараон приказал заложить камнями, и большую часть статуй Хатшепсут, находящихся в её любимом заупокойном храме в Дейр-эль-Бахри, которые выносили и закапывали в землю, или попросту разбивали.
Имя Хатшепсут было благополучно удалено из храмовых списков Египта, а в картушах и вовсе заменялось именами кого-нибудь из трёх Тутмосов. Последнее считалось для египетских фараонов своего рода проклятием.
Истинные мотивы такого поведения Тутмоса III установить не удалось, зато они породили горячие дискуссии среди историков, разделив их на два лагеря. Одни утверждают, что Тутмосом III двигала исключительно ненависть к мачехе, отстранившей его от власти и отправившей в долгое изгнание.
Другие говорят, что никакой ненависти не было и в помине, просто молодому фараону необходимо было утвердиться в собственной власти, и он не придумал ничего лучше, чем уничтожать достижения предшественницы, и присваивать то, что уничтожить невозможно.
Благодаря усердным стараниям, Тутмос III почти добился своего. Очень долго история не знала о существовании женщины – фараона, которая за относительно короткий срок своего правления сумела превратить Египет в богатую, сильную и процветающую страну. Но рано или поздно всё становится на свои места, и, ни одна ложь, какой бы искусной она не была, не в состоянии похоронить истину.
Заключение
Сегодня известно очень много о вкладе царицы Хатшепсут в развитие Древнего Египта, однако не исключено, что многие из достижений, приписанных некоторым египетским фараонам-мужчинам, доподлинно принадлежат ей, первой женщине – фараону в истории Египта.
Источник