Колоссы Мемнона выполнены древними египтянами в виде двух массивных каменных статуй фараона Аменхотепа III. Более 3400 лет они размещаются в некрополе города Фивы, на противоположном берегу Нила от современного Египетского мегаполиса — города Луксор.
Материалом статуи служит кварцитный песчаник в виде блоков, добытых в каменоломнях Джебель-эль-Ахмара (недалече от современного Каира) и перемещённых на расстояние в 670 км по земле без использования водной артерии Нила по причине своих весовых характеристик, превышающим допустимые для транспортировки против течения реки.
Учитывая вес каменных платформ, на которых размещены статуи, каждая статуя оценивается весом в 700 тонн.
Восточная оконечность небосклона в медленном темпе начинает наполняться светом. Ослепительная вспышка, и осколок солнечной материи растревожил своими первыми лучами окрестности пустынного ландшафта.
Утро добралось до Луксора, как добиралось сюда по привычной траектории тысячи лет, освещая и гордо заполняя своим присутствием пространство над застывшими громадами пирамид, водами Нила, узкими улочками древнего города с его базарными площадями, минаретами и шумным гомоном многоголосой толпы.
И наступает момент, когда его беспрекословному присутствию подвергается подножие двух гигантских и безликих изваяний из камня, где остановившись на мгновение, в задумчивости словно ждет отмашки на дальнейшее путешествие по небосклону и, осыпая статуи золотистыми рассветными искорками, продолжает свой путь.
Колоссы Мемнона являются щедрой данью культу мёртвых, которая послужила мощным толчком для развития древнеегипетской культуры. Сохранить в веках покой усопшему фараону, воплощённому божеству, покинувшему земные пределы и обретшему вечную жизнь по ту «сторону горизонта», в прежних масштабах блеска и величия – таковой является концептуальная идея этой памятной скульптурной композиции.
Монументальная группа из двух колоссальных статуй в первоначальном смысле была создана в охранных целях у входа в Поминальный храм Аменхотепа.
Свидетельства современников дают нам возможность представить величественность и роскошества храмового комплекса, которой не было равных в древнем Египте. Территория храмового комплекса составляет 35 гектаров. Потомкам Аменхотепа III — Рамзесу II и Рамзесу III так и не удалось превзойти предка.
На протяжении трёх с половиной тысяч лет Колоссы Мемнона в безмолвных позах с высоты своих каменных постаментов взирают на окрестности, являясь преддверием входа в своё время величественного погребального храма, возведенного под руководством великого правителя Египта Аменхотепа III.
Два колосса – это он сам, оседлавший трон, обращённый ликом навстречу восходу солнца. Его верхние конечности со смирением сходятся на поверхности коленей, а пространство у нижних конечностей заполнено высеченными фигурами двух женщин.
Одной из них является его жена Тия, другой – его мать Мутемуйя. На боковых поверхностях панелей время сохранило изображение бога Нила – Хапи.
Судьба храма складывалась непросто. Из дошедших до наших времен текстов древнегреческого историка и географа Страбона, который свидетельствует о разрушительном землетрясении датированным 27 годом до нашей эры, с описанием о значительных повреждениях северной статуи. Благодаря известной литографии 1840 года мы можем оценить масштабы наводнения, среди которого возвышаются статуи, окруженные водой.
В данный момент былое величие культового храма Аменхотепа III уже особенно ничем не выражено, кроме двух полуразрушенных монументальных скульптур, и виной тому является не только составляющая времени и частых наводнений.
Учёные египтологи в предположительном смысле не безосновательно дают понять, что египетские правители периода после Аменхотепа часто и густо применяли плиты полуразрушенного храма для сооружения своих культовых зданий увековечивающих уже своё присутствие на планете.
Тем временем, несмотря на глубину исследования, Колоссы Мемнона продолжают вызывать удивление. Так, признанный ученый египтолог из Германии Райнер Штадельманн в процессе реставрационных работ на статуях обнаружил присутствие полихромных росписей на фрагментах головного убора царицы и фараона, а также божественным образом сохранившуюся подводку разбитых глаз.
Ежегодная периодичность наводнений в пойме Нила заметным образом отразились на основаниях монументального тандема. Но нет худа без добра, а именно частичные разрушения одного из колоссов способствовали их мистическому восприятию.
Вероятно, вызванные перепадами температур и испарений влаги внутренние полости разломов в случае лёгких ветреных порывов создавали странный звукоряд, напоминающий лёгкие стоны или посвистывание. Благодаря приобретенным звуковым качествам колоссы Мемнона перешли в когорту «поющих», что явилось причиной паломничества к ним тысяч путешественников со всего света, стремящихся созерцать и осязать эту чудотворность.
Но как часто бывает в истории, вмешательством римского императора Септимия Севера, в 199 году приказавшего соединить повреждённые фрагменты и таким образом ублажить оракула. В итоге «пение» колоссов Мемнона прекратилось навечно.
Терзания пытливого ума не оставляют вопросы о названии фигур. По каким причинам статуи Аменхотепа III носят имя Мемнона? Ведь этим именем величался эфиопский царь, по преданию павший в Троянской войне от руки самого Ахилла. Скорее всего, путаницу внесли греки, принявшие тронное имя Аменхотепа III «Нембаатра» за Мемнона. Переводя на русский язык приобретает значение «правитель утренней зари».
Современность Луксора это туристический бум. Удобство расположения представляет его доступной жемчужиной Египта для совершения экскурсий практически из любого региона страны. Наглядным примером служит маршрут из Хургады. Занимает час с небольшим пути при этом впечатления и эмоции от этого путешествия Вы сохраните на всю жизнь.
Период правления Аменхотепа III относится к периоду расцвета Египта. Время его правления ознаменовано установлением дипломатических отношений с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни.
Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Наряду с погребальным храмом в его правление были сооружены великолепные строения, не последнее место среди которых занимает колоннада в Луксорском храме.
Раскопки последнего периода современности, позволили постепенным образом восстановить утраченный со временем облик храма. Первый пилон является месторасположением статуй. Далее в западном направлении размещался обширных размеров двор, второй пилон, а непосредственно перед ним следующая пара колоссов.
Храмовый комплекс имел продолжение в виде гигантской процессионной колоннады, колоссами в алебастровом исполнении у третьего пилона и, наконец, крытой территорией двора с огромных размеров статуями правителя в облике Осириса.
Древние жители Египта, в отличие от греков или китайцев, не занимались своими летописями. Для них история являлась лишь сменой годовых, царствующих и иных циклов. Учёные египтологи к началу двадцатого века научились достаточно легко трактовать смысл древнеегипетских текстов, и наше понимание тех далёких времён в значительной степени подверглись спектральному расширению.
Однако полное осознание теоретических выкладок проведённых исследований в осмыслении языка и системы письменности находится в грядущих поколениях.
Территорию южной и северной частей двора заполнено сфинксами в облике царицы Тейе. Позади двора располагался колонный зал в крытом исполнении. Между расписными и обитыми золотом колоннами в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охранявшей покои, где размещались скульптуры божеств и, вероятно, самого фараона.
Подводя итог можно сказать, что лучше один раз пронаблюдать и получить впечатления, чем бесконечное количество раз разглядывать фото исполинов из интернета.
Причём совершить этот несложный маневр не в ущерб отдыху на уютном побережье Красного моря не составляет особого труда. Огромное количество туристов со всей планеты посещают Луксор, с целью увидеть эти исполинского масштаба загадочные, каменные статуи со стёртыми лицами, хранящие тайну мироздания в том числе.