Трансаэро

Правительство всё же решило обанкротить «Трансаэро»: чем это грозит турбизнесу?

«По результатам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева принято решение о процедуре банкротства Трансаэро», — сообщил вечером в четверг источник ТАСС. О причинах такого радикального решения и о том, почему сорвалась сделка с «Аэрофлотом»,

а также о влиянии этого банкротства на туристический рынок России редакция инфогруппы «ТУРПРОМ» попыталась выяснить у экспертов.

Как отмечают все опрошенные эксперты, основных причин, доведших Трансаэро до банкротства – три. Главная в том, что государство в лице Минфина отказалось выделить покупателю перевозчика госгарантии в размере 85 млрд рублей на реструктуризацию долгов «Трансаэро», которые были обещаны изначально. Вторая – собственно срыв «продажи» «Трансаэро» «Аэрофлоту» (возможно, мотивированный предыдущим обстоятельством): владельцы бумаг не смогли собрать необходимый для продажи пакет акций в размере 75% плюс 1 акция.

Наконец, третья причина в том, что кредиторы «Трансаэро» не согласились на модель реструктуризации долга, которая была предложена Сбербанком, после чего его глава Герман Греф высказал пессимистичный прогноз о банкротстве. Против продажи «Трансаэро» «Аэрофлоту» выступают и другие банки, так как в этом случае будут списаны прямые необеспеченные кредиты, выданные перевозчику, а суммарный долг перевозчика перед банками – около 80 млрд рублей (среди них Сбербанк, ВТБ, МКБ, Новикомбанк, Абсолют-банк и другие).

Что касается неминуемых проблем турбизнеса при банкротстве Трансаэро, то по оценкам экспертов, «краткосрочная» перспектива более-менее оптимистична. Дело в том, что почти все рейсы «Трансаэро», включая туристические, формально являются регулярными, а не чартерами. И хотя билеты на «регулярку» «Трансаэро» реализованы почти до ноября, они полностью оформлены официально и даже выписаны. Соответственно, правительство, чтобы не допустить социальный взрыв, будет вынуждено заняться «защитой прав потребителя», скорее всего силами назначенных перевозчиков, которыми, кроме «Аэрофлота», могут выступить «S7» и «Уральские авиалинии». Что же касается долгосрочной перспективы ухода с рынка Трансаэро, являющегося основным для нескольких туроператоров – их пока оценивать эксперты не берутся – слишком много неопределенностей.

Впрочем, по заявлениям чиновников, банкротство Трансаэро будет идти по «управляемому» сценарию, а оперативное управление активами перевозчика в любом случае останется за «Аэрофлотом». Т.е., с туристами должны будут «разбираться» назначенные перевозчики.

«Если «Трансаэро» всё таки обанкротится, то должно действовать постановление правительства, согласно которому все обязательства по проданным билетам принимают назначенные перевозчики. До вчерашнего дня это делал только «Аэрофлот», — пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Сейчас же, по данным Минтранса, к решению этой проблемы уже подключилась «Сибирь». «Коль скоро это постановление правительства и затрагивает напрямую интересы потребителей, скорее всего все обязательства перед туристами будут выполнены. Речь идет о конкретных блоках мест, о билетах, которые были выписаны и по закону должны быть выполнены либо перевозчиком, либо назначенным перевозчиком, которому субсидируются эти суммы», — отметил Юрий Барзыкин. В целом по его оценке, сценарий решения ближайших проблем оптимистичный.

По его словам в среду Росавиация направила компании телеграмму, предложив остановить продажи билетов. По данным туроператоров, с вечера вторника выписка билетов «Трансаэро» происходит только на сутки вперед. «Наиболее рискованными направлениями сейчас являются Турция, Египет и Вьетнам», — оценили источники «Коммерсанта».

Что касается долгосрочной перспективы – то пока давать прогнозы эксперты не берутся. «По общей оценке кредиторской задолженности «Трансаэро», которая сейчас более 100 млрд — аэропорты, заправщики, банки, доля туроператоров составляет максимум 2-3%», — отметил Юрий Барзыкин. Однако ситуация обостряется тем, что перевозчик был в большой степени ориентирован на туррынок, а для нескольких туроператоров он являлся ключевым. В итоге им остаётся только «крепиться».

Наиболее оптимистичный прогноз выглядит так: «дешевых блоков больше не будет. По новым программам подорожание составит минимум 20-25% от тех цен, что давало крупному турбизнесу «Трансаэро». Сейчас в первую очередь необходимо разобраться с актуальными проблемами, долетать октябрь, дальше настанет черед долгосрочных прогнозов», — резюмировал Юрий Барзыкин.

По материалам tourprom.ru